Порядок сертификации работ и услуг в Системе включает в себя следующие основные этапы:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение заявки и принятие по ней решений;
- оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
- выдача сертификата и разрешения на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированными услугами.
Конкретные требования к проведению указанных процедур устанавливаются в соответствующих документах Системы. При этом, основными требованиями являются:
- полнота документации, устанавливающей требования к процессу;
- оснащенность необходимым оборудованием, инструментами и т.д.;
- метрологическое, методическое, организационное, техническое, правовое и прочее обеспечение;
- безопасность, стабильность и надежность процесса;
- профессиональная компетентность исполнителей услуг.
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит ОС, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных услуг.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей.
Инспекционный контроль сертифицированных услуг содержит следующие виды работ:
- анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг;
- разработку программы инспекционной проверки;
- создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки;
- оформление результатов и принятие решения.
Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
В случае несоответствия услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, ОС может приостановить или отменить действие сертификата. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.
При проведении корректирующих мероприятий ОС:
- приостанавливает действие сертификата;
- информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;
- устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
- проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) ОС принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, ОС прекращает действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
Срок действия сертификата соответствия не более трех лет.